Путевые машины – это разновидность оборудования или спецтехники на базе железнодорожных подвижных составов, предназначенные для строительства и ремонта, обслуживания Ж/Д путей. Они могут быть автономными и самодвижущимися или зависимыми – работать в тандеме с тепловозами, которые обеспечивают как тяговое усилие, так и энергию для запитывания рабочих агрегатов. Путевые машины решают широкий спектр задач, включая строительство и ремонт участков путей, поддержание чистоты и уборку снега с них в зимние периоды и многие другие.
Общая классификация путевых машин по ключевым критериям и признакам
В соответствии с общей классификацией по основным признакам выделяют следующие группы путевых машин:
- По предназначению – для обслуживания и ремонта земляных насыпей, укладки и балластировки путей, сварки рельсов, контрольно-измерительных работ, уборки и очистки от снега, транспортировки материалов и оборудования, погрузочно-разгрузочных работ (краны).
- По технологии выполнения работ – тяжелые несъемные машины (не убираемые с путей), легкие демонтируемые агрегаты, такие как электрические генераторы, всевозможные станки, которые при необходимости можно быстро убрать с путей.
- По типам приводов – гидромеханический, электрический, с механической передачей от двигателей внутреннего сгорания (собственных или установленных на тепловозах).
- По типу ходовой платформы – на железнодорожном или гусеничном шасси. Большая часть путевых машин поставлены на Ж/Д шасси. Также есть комбинированные машины на пневмоколесной и Ж/Д подвеске одновременно, которые могут двигаться и по автомобильным дорогам.
- По типу энергетической установки – зависимые (используют энергию тепловоза) и автономные, т.е. с собственными источниками энергии, крутящего момента для работы оборудования и гидравлических агрегатов.
В зависимости от типа путевой машины к ней предъявляются уникальные требования, в том числе по обслуживанию и ремонту, выбору Ж/Д запчастей, технике безопасности и т.п. Также есть ряд специфических требований, таких как соблюдение габаритов подвижных составов, техническое оснащение в соответствии со стандартами путей и другие.
Основные виды путевых машин и механизмов в таблице
В таблице приведены примеры основных видов путевых машин, объединенных в группы по ключевым признакам и характеристикам.
Очистные и снегоуборочные машины |
Диагностическое и сервисное оборудование |
Строительно-ремонтные машины |
Снегоуборочные агрегаты СС-1М, СМ-2М, СМ-5,СМ-6, ФРЭС-3 (фрезерно-роторная модель) и другие модификации |
Путеизмерительные тележки ПТ и вагоны ПС |
Путеремонтные летучки и шпалоподбивочные машины |
Уборочные машины УМ-М, УМ-С |
Ультразвуковые рельсовые дефектоскопы |
Моторные путеподъемники, путерихтовщики |
Для очистки и формования кюветов МНК-1, СЗП-600 |
Магнитные дефектоскопы |
Поточные звеносборочные линии |
Щебнеочистители ЩОМ-Д, ЩОМ-4 и ЩОМ-4М, СЧ-600, СЧУ-800 и другие |
Кусторезы МП-93 |
Рельсошлифовальные машины РШП, РШЦ и другие |
Балластно-очистительные машины БМС |
Электробалластеры ЭЛБ-3, ЭЛБ-ЗМК и других моделей |
Машины для смены шпал, сверления, забивки костылей |
Также для строительства, ремонта и обслуживания железнодорожных путей применяются разные виды вспомогательного оборудования. К нему относятся съемные машины, в числе которых путевые гаечные ключи и электрические шуруповерты, гидравлические домкраты, рельсорезные и рельсосверлильные малые станки.
Специфика обслуживания, ремонта и модернизации путевых машин
Специфика большинства путевых машин состоит в том, что они рассчитаны на сезонное использование. Часть из них может выполняться работы только в сухие весенние и летние периоды, другие предназначены для зимнего обслуживания путей. Так как они работают от двух до четырех месяцев в году, в большинстве случаев из соображений экономической целесообразности их не оснащают автономными энергетическими установками и силовыми агрегатами. Они представляют собой технические единицы, которые используются в подвижных составах в сцепке с локомотивами – тепловозами разного типа и мощности.
Локомотив обеспечивает необходимое тяговое усилие для транспортировки, а элементы отбора мощности и гидравлические приводы или компрессоры питают рабочие агрегаты путевой машины. Также для питания могут применяться специальные тягово-электрические модули.
Специфика техники и решаемых задач определяет подходы к проектированию, постройке и обслуживанию путевых машин. В первую очередь упор делается на унификацию запчастей, узлов и агрегатов, их взаимозаменяемость, что существенно упрощает обслуживание и ремонт, особенно в труднодоступных регионах. Также работа ведется над максимальной автоматизацией рабочих процессов, минимизированием человеческого фактора, снижением затрат на обслуживание. Отмечается тенденция к проектированию и постройке многоцелевых и многооперационных машин.
В связи с этим вводятся общие унифицирующие стандарты на производство запчастей, узлов и агрегатов путевых машин. Поэтому их производителям необходимо строго придерживаться заданных технических характеристик.
Каждый завод запчастей для дизельных двигателей обязуется соблюдать внедренные стандарты качества и обеспечивать соответствующий контроль, в том числе в рамках системы менеджмента ISO 9001:2015.
Компания RODVIG следит за динамикой и максимально быстро реагирует на любые изменения стандартов качества и требований к техническим параметрам запчастей. Как один из крупнейших российских производителей мы гарантируем качество своей продукции, оказываем услуги профессионального обслуживания с выездом на объекты заказчиков. Получить больше информации и согласовать детали поставок можно по указанным телефонным номерам.