Дизели типа Д49 – самые распространенные силовые установки на железнодорожном транспорте. Это четырёхтактные V-образные двигатели 8 – 20 цилиндрами, оснащенные газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха. Надежная, неприхотливая и мощная схема позволяет магистральным тепловозам перемещать составы с грузом весом в несколько тысяч тонн.
Устройство силовой установки
Существует несколько модификаций дизелей Д 49: силовые установки предлагаются с 8, 12, 16 и 20 цилиндрами, мощность которых варьируется в пределах 585 – 4 410 кВт (1 200 – 6 000 л.с.). Но детали для этого двигателя унифицированы на 87%. При этом основные узлы всех модификаций Д 49 одинаковы, а дополнительные запчасти для дизеля Д49 можно заказать у нас.
- Рама поддизельная и генераторная. Имеет сварную конструкцию.
- Блок цилиндров. Конструкция – сварно-литая. Поддон вмещает 1250 кг масла.
- Коленчатый вал. Материал – азотированная сталь. В передней части установлен антивибратор маятникового типа с силиконовым демпефром вязкого трения: это позволяет существенно снизить напряжения, которые обязательно возникают в процессе вращения вала.
- Шатунный механизм. Включает главные и прицепные шатуны: последние крепятся болтами к пальцам в проушинах главных шатунов. Поршень имеет составную конструкцию. Крепление головки к тронку выполнено шпильками. В отверстия тронка вставлены пальцы плавающего типа. Для охлаждения поршней предусмотрено использование масла, которое из общей системы смазки двигателя поступает через шатуны.
- Крышка цилиндров имеет индикаторный кран и по два впускных и выпускных клапана. Кроме этого, на ней размещены рычаги привода клапанов. Крепление втулки цилиндра к крышке выполнено шпильками.
- Лоток с распредвалом. Установлен в верхней части блока и оснащен топливными насосами высокого давления. Вращается распределительный вал благодаря коленчатому валу зубчатой передачей – она расположена на тыльном торце блока. Зубчатая передача выступает приводом объединенного регулятора, тахометра, предельного выключателя, возбудителя, стартер-генератора и вентилятора охлаждения генератора.
- Топливная система высокого давления. Включает индивидуальные насосы плунжерного типа и такое же количество форсунок закрытого типа. Подача топлива от насосов к форсункам выполняется по топливопроводу высокого давления.
- Топливоподкачивающая система. В ее состав входят подкачивающие насос, фильтры грубой и тонкой очистки, топливоподогреватель, перепускной клапан (отвечает за поддержание постоянного давления в системе, подающей топливо к дизельным насосам высокого давления)
- Масляная система состоит из нескольких насосов – собственно масляных и маслопрокачивающего, фильтров очистки масла центробежной и полнопоточной очистки масла, водомасляного теплообменника и системы клапанов. На дизелях, выпускаемых с 2010 г., вместо фильтров полнопоточной и грубой и чистки масла начали устанавливать автоматический фильтр масла, который обеспечивает обратную промывку.
- Система охлаждения. Имеет два контура, работает на воде с принудительной подачей, имеет закрытый тип. В расширительном баке поддерживается постоянное избыточное давление за счет естественного парообразования, а циркуляция охладительной жидкости в системе поддерживается центробежными насосами.
- Предельный выключатель. Регулирует подачу топлива в цилиндры в зависимости от частоты вращения коленвала: при увеличении показателя подача топлива прекращается, а воздушная задвижка (захлопка) закрывается для блокировки поступления воздуха из турбокомпрессора в ресивер дизеля и воздуха.
- Картер дизеля. Оснащен вентиляцией для отвода газов на всасывание в турбокомпрессор, и системой автоматической регулировки разрежением. Установлена система регулировки смазки в ресивере наддувочного воздуха – она удаляет лишнее масло в специальную емкость (установлена на раме). Контролируют работу системы регулировки с помощью штуцера на раме.
- Тяговый генератор. Пуск Д 49 выполняется через привод распредвала стартер-генератором (установлен на тяговом генераторе). В режиме генерации электричества стартер-генератор обеспечивает питанием все цепи управления и подзаряжает АКБ тепловоза.
- Турбокомпрессор. Практически все модификации Д 49 имеют нерегулируемые турбокомпрессоры (одноступенчатая осевая турбина с одноступенчатым центробежным компрессором). Исключение – 20-цилиндровые дизеля: на них устанавливаются двухступенчатые агрегаты, на некоторых 16-цилиндровых Д 49 – два турбокомперссора.
На современную железнодорожную технику 20-цилиндровые дизеля не устанавливаются: они производились как штучные изделия. 16-цилиндровые модификации можно встретить даже на маломощных военных судах (береговая охрана), а 12-цилндровыми агрегатами оснащают ряд карьерных самосвалов БелАЗ.