Дизельный двигатель Д50 – общий обзор

24.02.2022
Дизельный двигатель Д50

Дизельный двигатель Д50 – это мощный силовой агрегат советского образца, который широко применяется в оснащении водного и железнодорожного транспорта. За его основу был взят мотор ALCO 539Т с внесением определенных модификаций и адаптацией под стандарты СССР в 1945 году. Позже было проведено несколько дополнительных улучшений, включая повышение производительности турбины с соответствующим приростом мощности и оборотистости. Разработчики позаботились и о снижении расхода топлива.

Изготовление шестерен, насосов, деталей шатунно-поршневой группы, систем впрыска топлива, смазки и охлаждения велось изначально на танковом заводе №75 (Харьковский завод транспортного машиностроения) под руководством инженеров их Коломенского завода. В результате плодотворной работы появился Д50 – двигатель, рассчитанный в первую очередь на использование в тепловозах ТЭ1, а позже и ТЭ2. Позже он был адаптирован и под другие нужды, включая применение в качестве тягового агрегата на водном транспорте или использование в качестве генератора.

Технические характеристики и сильные стороны

Ключевые технические параметры:

  • Двигатель внутреннего сгорания на дизельном топливе, шестицилиндровый, рядный, с турбо-нагнетателем воздуха;
  • Рабочий объем составляет немногим более 157 литров (кубических дециметров);
  • Обороты коленчатого вала – 270-300 в минуту минимальные, и 740-750 номинальные, охлаждение жидкостное;
  • Мощность 1000-1200 лошадиных сил, удельный расход топлива 224 г/кВт*ч или до 6 литров в час на холостом ходу, расход масла 2,04 г/кВт*ч.

В числе сильных сторон силового агрегата – выносливость и возможность долгой непрерывной работы с минимальным износом. Дополнительный плюс – сравнительно простое и недорогое обслуживание, удобный доступ к ключевым деталям и узлам, невысокие цены на запчасти и расходные материалы.

Литая картер-рама изготовлена из тугоплавкого чугунного сплава, отличается высокой прочностью и износостойкостью. Вкладыши подшипников трения коленчатого вала из бронзы покрыты тонким слоем высокопрочного редкоземельного металла баббита. Это позволяет двигателю выдерживать продолжительные высокие нагрузки и увеличивает межсервисный интервал. Подача солярки регулируется плунжером топливного насоса высокого давления. Для бесперебойной и равномерной подачи масла, что очень важно для дизельных двигателей, используется шестеренчатый масляный насос высокой производительности. Он обеспечивает плавную, стабильную подачу технической жидкости без пульсаций.

Модификации Д50

За годы производства было разработано несколько модификаций Д50 под разные нужды:

Дизельный двигатель Д50

  • Базовая версия Д50 для тепловозов;
  • Д50С – адаптирована под монтаж на речные и морские суда;
  • 1Д50 – обеспечивает работу передвижных Ж/Д электростанций;
  • 2Д50 – модифицированная версия с увеличенной на 15% мощностью для тепловозов;
  • 4Д50 и 5Д50 – применяются на крупных морских судах в качестве основного или дополнительного электрогенератора;
  • Д55 – газодизельная установка экспериментального типа.

У каждой модификации свои инженерно-конструкционные особенности и адаптации, так как они рассчитаны на решение конкретных профильных задач.

Области применения, предназначение дизельных двигателей Д50

Изначально силовой агрегат разрабатывался специально для установки на тепловозы ТЭ-1 (позже и ТЭ-2). И моторы отлично зарекомендовали себя на железнодорожных транспортных тягачах. Поэтому было принято решение расширить области применения, проведя ряд модификаций. Внеся несущественные изменения в конструкцию и устройство, дизельные двигатели Д50 удалось адаптировать под решение широкого спектра задач.

Их основные области применения – это железнодорожное сообщение и судоходство (в качестве силовых агрегатов и генераторов), а также снабжение труднодоступных районов и мест проведения вахтовых работ электроэнергией. Двигатели достаточно экономичны, существенно превышают номинальный ресурс и не требуют дорогого обслуживания.

Специфика эксплуатации, профилактики и обслуживания

Дизельные двигатели в целом неприхотливы, очень выносливы, и единственное, чего они не любят, это перегрев и длительная работа на высоких оборотах (показатель зависит от конкретного силового агрегата – для Д50 это выше 800 оборотов вала в минуту). Также следует учитывать нюансы:

  • Рекомендуется применять разные способы предпускового прогрева при холодном запуске в условиях критически низких температур ниже -25 градусов;
  • Во многом эффективность работы двигателя и скорость его износа зависят от качества применяемого топлива, поэтому важно ответственно подходить к организации закупок;
  • Крайне важно следить за уровнем масла и выполнять его своевременную замену; в противном случае существенно ускоряется износ деталей шатунно-поршневой группы;
  • Погодные условия напрямую влияют на эффективность работы двигателя, что важно учитывать при эксплуатации в северных регионах. Силовые агрегаты Д50 наиболее эффективны в средних широтах с умеренно-континентальным или субтропическим климатом.

В случаях поломок наиболее распространенными видами сложного ремонта является проточка коленчатого вала или полная замена деталей коленчатого вала. В комплекс плановых работ входит профилактика навесного оборудования и вспомогательных агрегатов и систем, регулярная замена расходных материалов.

Запчасти для дизельных двигателей Д50

Запчасти для Дизеля Д50 изготавливаются на разных отечественных предприятиях, включая крупного российского производителя компанию RODVIG. В ассортименте распылители и плунжерные пары, нагнетательные клапаны и форсунки, впускные клапаны, сухари и другие детали. От качества запчастей зависит не только их, но и общий ресурс дизельного двигателя, его надежность и эффективная, стабильная работа.

Другие статьи
31.01.2024
Производитель Caterpillar
В статье расскажем о компании Caterpillar и ее продукции, которая широко востребована в разнообразных отраслях промышленности.
15.01.2024
Лопатки турбины
Турбинная лопатка – один из наиболее важных и ответственных элементов турбин. Рассказываем подробнее, что она собой представляет и где применяется.
25.12.2023
Двигатели Cummins – модельный ряд, технические характеристики
Поговорим об особенностях двигателя Cummins, а также о том, где и как его применяют.
11.12.2023
Двигатели CAT (Caterpillar) – модельный ряд, характеристики, описание
Рассмотрим основные характеристики двигателей CAT, разберемся, какими они бывают и где их используют.
28.07.2023
Топливная аппаратура дизельного двигателя
Топливная аппаратура дизельного двигателя: из чего она состоит, виды, специфика оборудования.
24.02.2022
Виды путевых машин
Основные виды путевых машин, их классификация и специфика обслуживания.
Оформить заказ
0
Оформить заказ
0